secretmag.ru
Опубликовано 24 января 2022, 22:05
5 мин.

Разбираем госбюджет. Как из-за пандемии власти рекордно потратились на россиян

Коронавирусный кульбит

Госрасходы России в 2020 году стали рекордными за всю постсоветскую историю. Но в 2021-м — начали постепенно снижаться. Президент Владимир Путин в преддверии нового, 2022 года заявил, что бюджет РФ будет социально ориентированным. Это значит, что расходы на пенсии, соцвыплаты и медицину станут ещё выше. Впрочем, не всё так однозначно: доля социалки в общем объёме расходов последовательно сокращается. Сколько государство тратило на россиян в 2017–2021 годах* — в разборе «Секрета фирмы».

Разбираем госбюджет. Как из-за пандемии власти рекордно потратились на россиян

*«Секрет» проанализировал данные о расходах бюджета (исполненных, а не просто утверждённых), опубликованные на сайте «Электронный бюджет».

Бюджетные приоритеты за пять лет изменились. Самые серьёзные трансформации в структуре госказны пришлись на время пандемии: так, расходы на социальную политику в 2020 году резко увеличились на 43%, на здравоохранение — на 87%, а на образование — на 15%.

Рассмотрим эти и другие пункты поподробнее.

Социальная политика

Социальная политика стала самой затратной статьёй российского бюджета. Если раньше больше 70% из социально-политического бюджета шло на пенсии, то к 2021 году на них приходится только 54%. Зато вдвое выросла доля отчислений на охрану семьи и детства (с 9 до 20%).

С января по начало декабря 2021 года на пенсии и соцвыплаты жителям страны направили 5,9 трлн рублей (из 6 запланированных, которые, впрочем, могли освоить за декабрь, но данные за последний месяц 2021 года будут позже). Расходы регионов на социальную политику, включающие траты на медицинское страхование неработающего населения, возросли на 23%, подсчитали эксперты ВШЭ.

В 2022 году расходы на социальную политику снизятся. По проекту бюджета, в 2022 году на неё потратят 5,8 трлн рублей (против почти 7 трлн в 2020-м и 5,9 трлн, потраченных по состоянию на 1 декабря 2021 года). Причина в том, что власти начали постепенно сворачивать антикризисные меры поддержки, которые пришлось экстренно вводить из-за пандемии коронавируса.

Примечание: расходы на социальное обслуживание, прикладные научные исследования и другие вопросы в области социальной политики оказались столь незначительными, что мы не стали их включать в визуализацию. В общей сложности в 2021 году на них потратили 56 млрд рублей, что эквивалентно 1% от всех расходов на соцполитику.

Здравоохранение

Пандемия коронавируса показала, что российскому здравоохранению катастрофически не хватает денег. Как итог, в 2020 году власти практически удвоили траты на эту сферу из федерального бюджета. Впрочем, этого всё равно недостаточно. Глава Счётной палаты Алексей Кудрин заявил, что российское здравоохранение существенно недофинансировано и требует серьёзной перестройки и реформирования.

Причина в том, что больше всего на здравоохранение тратят регионы (а не федбюджет) — делают это за счёт Федерального фонда обязательного медицинского страхования, который пополняется из региональных взносов за работников и отчислений за неработающих жителей. Расходы региональных бюджетов на здравоохранение также выросли на 71%, подсчитали эксперты ВШЭ.

При этом в Счётной палате заявили о неэффективности системы ОМС: расходы на здравоохранение в России, по сравнению с другими странами, оказались на крайне низком уровне.

В новом проекте бюджета доля трат на медицину последовательно сокращается: в 2021 году — 5,8%, в 2022 году — 5,3%, в 2023 и 2024 годах — 4,9%, подсчитали эксперты ВШЭ.

«Такая динамика не может не вызывать тревогу. Даже если эпидемия новой коронавирусной инфекции закончится в 2022 году, последствия для здоровья граждан будут проявляться в последующие годы, и для их преодоления потребуются дополнительные расходы на профилактику обострений, лечение заболеваний и реабилитацию пациентов», — говорится в заключении экспертов.

Значительное снижение вклада регионов наблюдалось уже в 2021-м. Их расходы на здравоохранение в январе — июне сократились (год к году) на 14%, выяснили в ВШЭ. Как и в случае с соцполитикой, это можно объяснить тем, что экстренные траты на медицину пришлись на ковидный 2020 год.

По этой же причине наблюдалось снижение расходов на межбюджетные трансферты общего характера, которые за год (январь — сентябрь 2021-го по сравнению с тем же периодом 2020-го) сократились на 22%, подсчитали эксперты. Причина — в уменьшении дотаций, связанных с экстренной поддержкой регионов в период пандемии.

Образование

Так же скромно, как и медицина, в федеральном бюджете выглядит образование. Причина та же: федеральный центр с 2013 года «последовательно самоустранялся» от финансирования социальных сфер, передавая эти полномочия регионам, полагают эксперты из «Вышки».

За последние пять лет уменьшились и траты на высшее образование, которые остаются прерогативой федерального бюджета (с 80% в 2017 году до 63% по состоянию на 1 декабря 2021 года).

Зато к 2021 году на 10% выросли вливания в общее образование, да и в целом финансирование увеличилось на 55%.

Похожие тенденции наблюдаются и в региональных бюджетах: расходы на образование выросли в январе — июне 2021-го на 10%, подсчитали эксперты ВШЭ. Изменения связывают с реструктуризацией национального проекта «Образование».

Окружающая среда

Раздел бюджетных трат «Охрана окружающей среды» тоже не может похвастаться большим финансированием. Впрочем, за последние пять лет траты на экологию выросли больше чем в 3,5 раза.

Большую часть федерального бюджета отводят на финансирование раздела «Другие вопросы в области охраны окружающей среды». В него входят в том числе расходы на закупки, содержание персонала и целевые программы (например, об охране Байкала, освоении Арктики и Антарктики и пр.).

В то же время затраты на охрану объектов растительного и животного мира и среды их обитания планомерно уменьшаются.

Нацбезопасность и правоохранительная деятельность

Расходы на военных и силовиков традиционно занимают внушительную часть в федеральном бюджете. Так, в сумме своей они сопоставимы с тратами на социальную политику и занимают 26,6% (против 24,3%) в 2020 году и 29,5% (против 25,9%) по состоянию на 1 декабря 2021-го.

Структура расходов предсказуемо перетекает из года в год: большую часть бюджета получают Вооруженные силы (1,9 трлн по состоянию на 1 декабря 2021-го), органы внутренних дел (624 млрд рублей) и органы безопасности (315 млрд рублей).

Траты на госслужащих и чиновников

А вот расходы на слуг народа не могут похвастаться такой же стабильностью. Среди лидеров по финансированию в этом разделе — траты на международное сотрудничество, таможню и судебную систему. Последняя в относительном соотношении теряла по процентному пункту последние пять лет.

Траты на «функционирование аппарата президента» (блок о котором не вошёл в график из-за сравнительно мизерных цифр относительно других трат) за пять лет выросли на 26% — c 19 млрд до 24 млрд рублей.

_Примечание: в пункт «Другое», на который пришлось более четверти трат на общегосударственные вопросы, вошли функционирование аппарата президента (24 млрд рублей — на декабрь 2021-го), законодательных и представительных органов власти (14 млрд), правительства (9 млрд), обеспечение выборов и референдумов (22 млрд), государственный материальный резерв (169 млрд). _

Пандемия заметно сменила приоритеты государства, и бюджет стал как никогда социально ориентированным. Надолго ли с нами эти изменения? Всё зависит от того, насколько тяжёлым будет новый виток пандемии коронавируса. Как ожидают эксперты ВШЭ, по сравнению с рекордным по тратам 2020 годом расходы будут увеличиваться достаточно скромно. Как всё сложится на самом деле, покажет время.

Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com, Агентство «Москва»