secretmag.ru
Опубликовано 09 марта 2022, 19:22
3 мин.

«Сейчас начнётся давка». Россиянам рассказали, кому стоит бояться потерять работу

Из-за ухода с российского рынка ряда крупных иностранных компаний россиян может ждать волна увольнений. После закрытия одной только сети «Макдоналдс» работы лишатся более 60 000 человек. По мнению эксперта по трудоустройству Гарри Мурадяна, на рынке труда скоро образуется давка из кассиров, рабочих и другого персонала. При этом работодатели начнут избавляться от тех, кто не согласится взять на себя новые обязанности.

«Сейчас начнётся давка». Россиянам рассказали, кому стоит бояться потерять работу

9 марта несколько крупных иностранных компаний объявили о полном или частичном сворачивании своего бизнеса в России. Все магазины женского белья решила закрыть Victoria’s Secret. Американская корпорация Yum! Brands приостановит работу части закусочных KFC, а также закроет пиццерии Pizza Hut. До этого все свои 850 заведений решил закрыть McDonald’s — на компанию в России работают около 62 000 человек.

Уход иностранного бизнеса приведёт к неоднозначным последствиям, заявил в беседе с «Секретом фирмы» эксперт по трудоустройству Гарри Мурадян. По его словам, свою выгоду извлекут российские сетевые компании из сферы общепита, которые получат новых талантливых сотрудников практически бесплатно.

«У McDonald’s, к примеру, очень сильная корпоративная школа. Когда он разгонит уже обученных сотрудников, они пойдут выстраивать те же рабочие процессы в условном "Теремке". За рубеж вряд ли кто-то сможет выехать — сложно и геморройно. Поэтому уволенные работники просто пойдут развивать российские сетевые компании», — пояснил Мурадян.

С другой стороны, уход западных брендов усложнит положение рядовых сотрудников даже в тех компаниях, которые ранее не планировали увольнения, считает эксперт. Дело в том, что появится много неустроенных представителей массовых профессий (рабочие, продавцы, водители и другие). Они выйдут на рынок уже с опытом работы и невысокими требованиями по зарплате.

«Если мы говорим про кассиров и другой линейный персонал, то там сейчас начнётся давка. Вот представьте, есть у вас кассир, работающий условно за 20 000 рублей в месяц. У него опыт работы один год. Вдруг на рынке появляется 10 кассиров с пятилетним стажем. Раньше они получали 40 00 рублей, но, посидев 2 месяца без работы, они будут готовы работать за те же 20 000 рублей, что и кассир с минимальным опытом», — объяснил HR-специалист.

Зачастую не потерять работу в такой ситуации можно, только взяв на себя какие-то новые обязанности, считает Мурадян. К примеру, начальство может поставить условие: работаешь за ту же зарплату, но без выходных, либо увольняешься. Работникам придётся доказывать работодателю свою нужность.

Собеседник считает, что в этом случае «лучше засучить рукава и поработать больше, побороться за своё место». «В целом каждому сотруднику стоит сейчас подумать, какую пользу в сложившейся обстановке он может дать своему начальству, какие меры поддержки он может предложить компании. Потому что тем, кто при реорганизации бизнеса придёт к работодателю с инициативами, дадут возможность проявить себя, а остальных просто уволят», — уверен эксперт.

Что касается высококвалифицированных специалистов, то некоторые из них после ухода иностранных компаний потянутся в страны ближнего зарубежья. Речь идёт об айтишниках, пояснил Мурадян. А маркетологи, по его мнению, начнут переходить в крупные российские компании c хорошо выстроенной корпоративной культурой. Ozon, «Яндекс», «Лаборатория Касперского», различные медийные холдинги переманят к себе специалистов из ушедших западных фирм.

Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва»